О такой модели взаимодействия рассказали представители РСШОР по фехтованию из Республики Татарстан. Узнать подробнее:
В основе плодотворного сотрудничества здесь лежит треугольник из трех компонентов. Каждый участник треугольника выполняет свои функции для достижения необходимого результата. Треугольник способен меняться, в то время как происходит взросление спортсмена
Так, спортсмен находится во главе треугольника. Его действия направлены на достижение результата, он доверяет тренеру и усердно тренируется. Спортсмен также следит за своей дисциплиной и образом жизни, сообщает тренеру о своем самочувствии. Спортсмен готов идти на контакт с другими участниками треугольника — сообщать о трудностях в тренировочном процессе и фактами, которые на это повлияли.
Тренер — руководит процессом и переживает за результат. Он знаком с особенностями физического и эмоционального развития спортсмена, способен выполнить свою работу качественно и быть вовлеченным на протяжении тренировки. Тренер — это лидер, готовый вести за собой спортсмена, выстраивать график занятий и грамотно распределять нагрузку. Тренер ставит перед спортсменом цель, к которой они идут совместным трудом.
Родители помогают спортсмену с выбором тренера и спорт. школы на ранних этапах. Они поддерживают спортсмена и обеспечивают ему комфортные условия для занятий и отдыха. Родители идут на контакт с тренером, в случае возникающих проблем, но не вмешиваются в тренировочный процесс.
Эффективность взаимодействия участников снижается, если они меняются ролями. Например:
Первая модель: родитель — тренер. Это происходит в том случае, если первые не уверенны в компетентности наставника и не видят желаемого результата. Родители могут дополнительно работать с ребенком дома, или водить его к ещё одному тренеру. После чего тренер начинает чувствовать конкуренцию с родителями, а они выполняют сразу две роли.
Есть и обратная сторона этого взаимодействия: тренер — родитель. В данном варианте тренер проявляет чрезмерную заботу о наставнике, воспитывает в нем личные качества. Родителям не нравится, что ребенок становится наиболее зависим от наставника и его воспитание меняется.
Спортсмен — тренер. Ещё один вариант развития межличностных отношений, при котором могут возникать конфликты и снижаться результативность занятий. Это может происходить во время взросления спортсмена, когда он наиболее уверен в своих знаниях о выбранной дисциплине. В таком случае у спортсмена теряется доверие к тренеру и формируется свой взгляд и свой подход к тренировочному процессу.
Итог:
Самым коротким путем к желаемому результату является правильное взаимодействие всех участников треугольника и грамотное распределение обязанностей. Для того, чтобы оставаться в рамках своей роли, нужно точно знать её границы.